Примечательно, что Борис Пастернак родился ровно в пятидесятитрехлетнюю годовщину трагической гибели А. С. Пушкина - 29 января (10 февраля) 1890 года. Мальчик родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. И мать, и отец Бориса были людьми творческими: отец, Леонид Осипович Пастернак (Исаак Иосифович Пастернак), - художник-импрессионист, академик Академии художеств Санкт-Петербурга, создал классические иллюстрации к роману "Воскресенье" Л.Н. Толстого. Мать, Розалия Исидоровна Пастернак (в девичестве Р.И. Кауфман), достаточно талантливая пианистка, к которой с большим признанием относился известный композитор А.Н. Скрябин, под влиянием которого, к слову будет сказано, Борис в тринадцать лет увлёкся музыкой и занимался ей шесть лет, до наших лет дошли его соната и две прелюдии для фортепиано.

Пастернак. Краткая биография

В семье Пастернак часто бывали известные художники И.И. Левитан, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, Н.Н. Ге, С. Иванов, из музыкантов, кроме упомянутого выше Скрябина, семейным другом был С.В. Рахманинов, частым гостем бывал и великий русский писатель Л.Н. Толстой.

С 1887 по 1917 год в Российской империи существовала процентная норма - узаконенное ограничение приёма евреев в средние и высшие учебные заведения, справедливости ради, надо сказать, такие ограничения в других странах в разные времена применялись и более в жестких формах. Так вот именно из-за этой процентной нормы Борис Пастернак не принимается в 5 московскую гимназию в 1900 году. Однако, с поддержки директора гимназии на следующий год поступает сразу уже во второй класс. Интересно, что в том же учебном заведении младше на два класса с младшим братом Бориса учился Владимир Маяковский.

Пастернак заканчивает гимназию с высшими баллами, за исключением закона Божьего, от этой дисциплины от был освобожден из-за своего еврейского происхождения, и после выпускных экзаменов получает золотую медаль.

Готовясь в гимназии к выпускным экзаменам, Пастернак параллельно готовится к экзаменам на курсы композиторского факультета Московской консерватории. Перед будущим поэтом встает мучительный выбор: музыка или философия, философия или поэзия. Поскольку, как сказал В.Ф. Асмус,- "ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину", а сам Борис Леонидович считал свой музыкальный слух не абсолютным, он, после болезненных колебаний ("Больше всего на свете я любил музыку" Б. Пастернак) отказывается от карьеры музыканта и композитора. Как, впоследствии, он выразился,- "Музыку... я вырвал вон из себя" и добавил,- "как расстаются с самым драгоценным"

В 1908 Пастернак поступает в Московский университет на юридический факультет, с которого через год переводится и учится на философском отделении историко-филологического факультета. На лето 1912 года он уезжает в Германию в Марбургский университет, где изучает философию у Германа Когена, тот, в свою очередь, настаивает на продолжении его карьеры философа в Германии. Опять сомнения, опять волевое решение,- он отказывается от дальнейшего глубокого изучения философских знаний. В те времена он уже начал входить в литературные круги Москвы. Пастернак посещает всевозможные литературные кружки, в 1914 году он заводит близкое знакомство с В.В. Маяковским, личность и творчество которого оказывают на него значительное влияние. И, уже в 20-е годы, Борис Леонидович связан с группой "ЛЕФ", которой руководит Маяковский, однако, после революции семнадцатого года ни в какие объединения не входит и занимает сугубо независимую позицию.

Первые стихи Пастернака издаются в коллективном сборнике группы "Лирика" в 1913 году , первая его книга - в конце того же года, "Близнец в тучах". Потом автор отзывался о ней, как о незрелой. Впоследствии, половину стихотворений книги будет включена в цикл "Начальная пора" в сильно переработанном им виде. И всё-таки, после издания "Близнец в тучах" Пастернак осознает себя в качестве профессионального литератора.

В 1916 году писатель проводит в Пермской губернии, где работает помощником по торгово-финансовой отчётности и деловой переписке на Всеволодо-Вильвенском химическом заводе. Считается, что прообраз города Юрятина в "Доктор Живаго" это город Пермь.

С 1921 года Пастернак ведёт активную переписку с родителями и сестрами, которые по ходатайству А.В. Луначарского в том же году покинули советскую Россию и обосновались в Берлине. Помимо того, он переписывается с эмигрантами из России, в том числе, и с Мариной Цветаевой.

В 1922-ом Пастернак берет в жены художницу Евгению Лурье и спустя год у них рождается сын Евгений, который, кстати, умер только в 2012 г.

До 1928 года Борис Пастернак известен как поэт: 1923г. «Темы и вариации», 1925г. роман в стихах «Спекторский», цикл «Высокая болезнь», две поэмы «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». И только в двадцать восьмом он пробует себя в качестве прозаика. В 30-м публикуются автобиографические заметки «Охранная грамота», в них он описывает своё принципиальное виденье искусства и творчества.

В конце 20-х и начало 30-х творчество Б. Пастернака официально признается советской властью. Он, в свою очередь, активно принимает участие в работе Союза писателей СССР, а в 1934 году на его первом съезде выступает с речью. На том же съезде Н.И. Бухарин предлагает официально признать его лучшим поэтом СССР.

В 1932 году Борис Пастернак женится во второй раз. На этот раз его избранница жена пианиста Г.Г. Нейгауза Зинаида Николаевна в девичестве Еремеева. В 1938 году у них рождается сын Лёня, в будущем физик.

В 1935 году после заступнических писем Сталину от Пастернака и Ахматовой были освобождены муж и сын Анны Ахматовой. Пастернак посылает в качестве подарка Вождю народов книгу переводов Грузинские лирики, а в приложенном к нему письме высказывает благодарность за освобождение родных Ахматовой. Через месяц им написаны два стихотворения, наполненные словами восхищения к Иосифу Висарионовичу. Но через полгода власти меняют милость на гнев и требуют от него идеологической перестройки. Писатель в опале и отчуждён от официальной литературы. С 1936 года он с короткими перерывами живет на даче в Переделкино до конца своей жизни. Стихи Пастернака становятся более личного и трагического характера.

В конце 30-х годов творчество Пастернака обращено, по большей части, к прозе и переводам. В 40-х переводы - уже основной источник доходов писателя. Им создаются классичекие переводы Шекспира, "Марии Стюарт" Шиллера, "Фауста" Гёте. Тем самым он спасает свою семью от безденежной жизни, в то же время, себя - от отрыва от жизни. Его слова,- "… полжизни отдал на переводы — свое самое плодотворное время", потому так мало успел за свою жизнь.

1942-1943 годы Пастернак проводит в эвакуации в Чистополе Татарской АССР, много помогал людям денежно. Поддерживал дочь Марины Цветаевой - Ариадну Эфрон.

В течении десяти лет, начиная с 1945 года создавался роман "Доктор Живаго", со слов автора,- венец его творчества в прозе. В романе описывается жизнь русской интеллигенции от начала века до времен Великой Отечественной войны, достаточно трагический период из истории России. Название романа менялось несколько раз за время его написания: «Мальчики и девочки», «Опыт русского Фауста», «Свеча горела», «Смерти нет». "Доктор Живаго" никак не вписывался в концепцию советской литературы, в нем Пастернак затронул самые сокровенные вопросы человечества, его существования, бытия. Роман о жизни и смерти, о истории, о христианстве и еврействе. Как роман был воспринят властью и официальной советской литературной средой догадаться несложно. "Живаго" отказали печатать. Как выразился известный писатель, в то время главный редактор "Нового мира" К.М. Симонов,- "Нельзя давать трибуну Пастернаку!". И, всё-таки, книга была выпущена заграницей. Сначала в 1957 году в Италии книгу издал коммунист Фельтринелли в собственном издательстве, потом роман увидел свет в Великобритании. После чего Пастернак подвергся новой волне травли в советской печати. Его исключили из Союза писателей СССР, требовали лишения советского гражданства и высылки писателя из Советского Союза. Среди советских литераторов, требовавших его высылки, были фамилии весьма известные и сейчас. Негативное отношение к произведению высказали и некоторые русские литераторы на Западе, в их числе и В.В. Набоков.

Ежегодно, начиная с 1946 по 1950 годы, Борис Пастернак номинировался на Нобелевскую премию по литературе. А в 1958г. предыдущим луареатом Альбером Камю вновь была выдвинута кандидатура Пастернака и 23 октября он становится вторым, после Бунина, писателем из России, удостоенным этой премии. После этих событий началась новая, ещё более жесткая, волна травли на писателя. Сергей Михалков так выразил своё отношение к нобелевскому лауреату в басне "некий злак, который звался Пастернак", а писатель С.С. Смирнов сказал по поводу Шведской академии,- "…они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа", что, наверное, имеет толику правды. Справедливости ради, стоит заметить, что автор "Доктора Живаго" не был расстрелян или посажен в тюрьму.

За писателя перед Никитой Хрущёвым просили такие известные люди как Альбер Камю и Джавахарлал Неру, но всё оказалось тщетно. Результатом такого массового давления стал отказ Пастернака от получения Нобелевской премии. Общественность была уверена, что Пастернак покинет родину, но этого не произошло. Вот что он написал в письме на имя Хрущева,- "Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой"