Удивительно, но один из самых одаренных русских поэтов Н.А. Некрасов был не только недооценен при жизни, но и неправильно понят даже своими почитателями после смерти. Еще при жизни поэзия Некрасова не пользовалась популярностью только потому, что писал он «не в то время» - тогда в мире критики царили своеобразные взгляды, которые могли позволить благосклонное отношение к редким представителям поэтического сообщества. Дело осложнялось еще и тем, что Некрасов в какой-то период возглавлял известный журнал, и дать объективную оценку поэзии в целом и своему творчеству в частности в этом журнале не представлялось возможным. В то же время другие подобные издания со всей беспощадностью обрушивали гнев и ругань на творчество Николая Алексеевича.

Несмотря на видимое презрение со стороны поэтического мира, Некрасов всегда поддерживал теплые отношения с такими деятелями искусства, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и В. Г. Белинский. Они были не только учителями молодого поэта, но и его наставниками. Эти люди смогли вложить все свое понимание прекрасного в душу молодого поэта. Именно поэтому Некрасов о поэте и поэзии в своих произведениях упоминает с такой ностальгией.

Нельзя не обратить внимание на то, какую роль играла Родина в поэзии Некрасова. Эта тема всегда затрагивалась в творчестве поэта, а именно Николая Алексеевича угнетало печальное положение дел на Родине (рабская покорность крестьян и безысходность их образа жизни). Тема народа в поэзии Некрасова не могла оставить поэта равнодушным – он стремился пробудить народ с целью восстановления России, однако на свой немой вопрос «почему же этого так тяжело добиться» он сам себе и отвечает в стихотворении «Железная дорога». Лейтмотивом этого произведения является мысль об осознании того, что покорность, смирение и даже нищета заложены в русском человеке свыше.

Особенности поэзии Некрасова состоят в том, что у него одинаково удачно получалось объединять в одном произведении глобальные размышления о вечном, и в то же время объединять эти мысли с более приземленными вещами. Например, любовь в поэзии Некрасова довольно часто описывалась не как возвышенное чувство, а как неизбежный атрибут повседневной жизни любого человека, не лишенное к тому же своих печальных особенностей.