Традиционно начало «серебряного века» русской поэзии приходится на начало двадцатого века, но существует точка зрения, сторонники которой утверждают: «серебряный век» поэзии уходит корнями еще в период расцвета творчества А. С. Пушкина. Можно сказать, что еще в 90-х годах девятнадцатого столетия начиналось созидание опоры поэзии серебряного века.

Сам термин «Серебряный век» является довольно условным и приобрел популярность только во второй половине ХХ века, несмотря на то, что Н. Бердяев ввел его гораздо раньше.

Серебряный век русской поэзии в первую очередь характеризовался такими отличительными особенностями, как постоянное ощущение кризиса веры и человеческой совести, сквозь большинство произведений этого периода красной нитью проходили черты мистицизма, хаоса и психической дисгармонии. Перемешались Библия и греческая античность, основы европейской и мировой литературы, и несмотря на обилие элементов русского фольклора «серебряный век» иногда характеризуется как западническое явление.

Возможно, это обусловлено влиянием Оскара Уайлда, Альфреда де Виньи, Шопенгауэра и Ницше. Поэты серебряного века русской поэзии в качестве ориентиров выбирали литераторов не только разных стран, но и разных периодов. Другими словами – это было время переоценки ценностей в свете новой эпохи, которая стала радикальной противоположностью прежнего периода традиционной оценки национальных культурных и литературных ценностей.

Безусловно, «серебряный век» принес гораздо больше творческих плодов, чем предыдущий, «золотой век». Это было сложное время творческого поиска, но в этой сложности и заключалось все то прекрасное и изумительное, о чем писали ярчайшие представители эпохи. Общечеловеческим ценностям придавалось все меньше значения, а мимолетности жизни, в которой отражалась Вечность – больше.

Естественно, такое мировоззрение требовало выражения при помощи принципиально новых художественных приемов, и здесь себя во всей полноте проявляет символичное неоднозначное иносказание, которое берет свое начало еще от французских символистов, а может быть и от самой Библии, когда иносказание было делом обычным.

Движение поэтов «серебряного века» сформировалось в 1982 году, когда увидела свет книга стихотворений Д. Мережковского «Символы» и укрепило свои позиции окончательно с выходом брюсовских сборников «Русские символисты».